главная контакты поиск карта сайта

Лауреаты премии КУМИР

Демидова
Алла Сергеевна

«Лауреат премии «КУМИР» 2009 года в номинации «За высокое служение искусству»

Алла Сергеевна Демидова — актриса, стоящая особняком в отечественной культуре. Она как полярная звезда на небосклоне — светит отдельно от скопления других звезд и звездочек.
У нее отдельный путь в искусство.

Великой-то актрисой она пожелала стать сразу, едва осознав себя. Но стала ею не сразу. И не как все. Были неудачные попытки поступить в Щукинское училище, затем — в студию при Театре Ленинского комсомола. Зато были удачные опыты художественной самодеятельности в знаменитом студенческом театре МГУ под руководством Ролана Быкова.

Не получилось поступить в творческий ВУЗ, поступила в МГУ на экономический факультет. И окончила его. И защитила научную диссертацию. И какое-то время вела семинарские занятия по политэкономии на философском факультете. Могла бы, наверное, стать «великим полит экономом», но не стала. Роль была не по ней. Она сделала ещё одну попытку-пытку получить профессиональное образование. И поступила в «Щепку», где оказалась на курсе, дипломным спектаклем которого стал «Добрый человек из Сезуана», поставленный Юрием Любимовым.
Актриса и в звездной Таганке, полной огня, светила отдельно. Иногда казалась белой вороной рядом с Золотухиным, Высоцким, Губенко… Но именно там, в этом театре, склонном к буффонаде, к острой условности, она выпестовала и развила дар трагической актрисы — Гертруда в «Гамлете», Раневская в «Вишневом саде», Марина Мнишек — в «Борисе Годунове» и др.

У нее в этом театре была своя ниша — дневной звезды. Это стало особенно ясно после того, как Демидова сыграла в картине Игоря Таланкина, которая так и называлась «Дневные звезды». Картина об Ольге Бергольц, поэтессе, пережившей ленинградскую блокаду.

В кино едва ли не самой впечатляющей её ролью стала монументальная эсерка Спиридонова в картине «Шестое июля». Стилистический аскетизм актрисы, столь выпукло явленный в этой работе, становится той особенностью, которая более всего и привлекает режиссеров и театра, и кино. В её списке Аркадина в «Чайке», Лизавета Павловна в «Зеркале», герцогиня Мальборо в «Стакане воды».

Возможно, из этого репертуара проросли сценические образы трагических героинь в спектаклях «Федра» (режиссер Р.Виктюк), «Электра» (режиссер Юрий Любимов), «Медея» (режиссер Теодорос Терзопулос).

Одна из последних (по счету) её работ в кино главная роль в фильме Киры Муратовой «Настройщик», где актрисе довелось приобрести совершенно новый опыт сотворчества. Но она по прежнему — дневная звезда.

Дневными звездами являются и все её роли.

Юрий Богомолов



Биография лауреаты премии актеры кино киноактеры

Родилась 29 сентября 1936 года в Москве. С раннего детства хотела стать актрисой, участвовала в самодеятельности, играла в школьных спектаклях.

После школы, не пройдя конкурс в Театральное училище им. Б. В. Щукина из-за плохой дикции, поступила на экономический факультет МГУ, который окончила в 1959 году. По окончании Университета стала соискателем ученой степени и начала вести семинарские занятия по политэкономии для студентов философского факультета. Ещё учась на третьем курсе, пришла в Студенческий театр МГУ, где сыграла свою первую заметную роль — Лиду Петрусову в «Такой любви» Павла Когоута (режиссер Ролан Быков, 1958 г.).
В 1959 году поступила в Щукинское училище на курс педагога Анны Орочко. Сыграв в 1963 году в дипломном спектакле «Добрый человек из Сезуана» (роль: госпожа Янг), в постановке Юрия Любимова, в 1964 году Алла Демидова вошла в труппу созданного Театра на Таганке.

Дебют в кино состоялся в 1957 году в эпизоде в фильме Захара Аграненко «Ленинградская симфония». Первой главной ролью в кино стала роль Ольги Берггольц в фильме Игоря Таланкина «Дневные звезды» в 1966 году. В 1968 году Алла Демидова по итогам опроса журнала «Советский экран» названа самой перспективной актрисой.
С 1968-го года начала играть ведущие роли в постановках Юрия Любимова: «Тартюф» (Эльмира, 1968 г.), «Час Пик» (пани Боженцкая, 1969 г.), «Гамлет» (Гертруда, 1971 г.), «Деревянные кони» (Милентьевна, 1974 г.), «Преступление и наказание» (Мать Раскольникова, 1979 г.), «Три сестры» (Маша, 1981 г.), «Борис Годунов» (Марина Мнишек, 1982 г.) и в постановке «Вишневого сада» Анатолия Эфроса (Раневская, 1975 г.).
Вместе с Владимиром Высоцким работала над постановками спектаклей «Крик» по Теннесси Уильямсу и «Федра» по Жану Расину. Воплощение обоих замыслов оборвалось в июле 1980-го года со смертью Высоцкого.

В 70-80-е годы Алла Демидова оставалась одной из самых популярных киноактрис. Среди фильмов в которых она сыграла: «Шестое июля» (Мария Спиридонова, 1968 г.), «Иду к тебе» (Леся Украинка, 1972 г.), «Чайка» (Аркадина, 1972 г.), «Зеркало» (Лизавета Павловна, 1974 г.), «Стакан воды» (Герцогиня Мальборо, 1979 г.), «Дети солнца» (Елена Протасова, 1985 г.).
В 1988 году Алла Демидова впервые сотрудничала с Романом Виктюком, сыграв роль Федры в одноименном спектакле по пьесе Марины Цветаевой. Одновременно велись переговоры о «Федре» Расина с французским режиссером Антуаном Витезом. Репетиции оборвались смертью режиссера в 1990 году.
После возвращения в Театр на Таганке Юрия Любимова, Алла Демидова сыграла в постановках «Борис Годунов» (Марина Мнишек, 1988 г.), «Пир во время чумы» (Донна Анна, 1989 г.), «Электра» (Электра, 1992 г.).

Ещё считаясь актрисой Театра на Таганке, Алла Демидова в 1993 году создала собственный театр «А» и начала сотрудничать с греческим режиссером Теодоросом Терзопулосом. И сыграла в таких его постановках как: «Квартет» Хайнера Мюллера (Мертей, 1993 г.), «Медея» Мюллера-Еврипида (Медея, 1996 г.), «Гамлет-урок» (Гамлет, 2001 г.).
В 1998 году сыграла роль Донны Анны в постановке Анатолия Васильева «Дон Жуан или „Каменный гость“ и другие стихи».

В кино 90-х годов Алла Демидова снялась всего в нескольких картинах: «Бесы» (Лебядкина, 1992 г.), «Незримый путешественник» (Императрица Елизавета 1999 г.), «Маленькая принцесса» (Мисс Минчин, 1999 г.), «Письма к Эльзе» (Эльза, 2001 г.). В 2001 году сыграла роль Алисы Коонен в фильме «Смерть Таирова». А в 2004 году снялась в фильме Киры Муратовой «Настройщик». За роль в последнем Алла Демидова была удостоена премий «Ника» (2005 г.), «Золотой Овен» (2005 г.) и «Золотой Орел» (2006 г.) в номинации «Лучшая женская роль».

Выступает как автор и исполнитель поэтических программ на телевидении («Воспоминание о серебряном веке», Проект «Уроки русского» И. Бунин «Темные аллеи» 2000 г., «Звезда рождества» 2002 г.) и литературно-музыкальных композиций по поэмам Анны Ахматовой «Реквием» (совместно с камерным оркестром «Виртуозы Москвы» В. Спивакова) и «Поэме без героя».
Входит в постоянный состав независимого жюри премии в области литературы и искусства «Триумф».

Алла Демидова автор книг: «Вторая реальность» (1980), «А скажите, Иннокентий Михайлович…» (1988), «Владимир Высоцкий» (1989), «Тени зазеркалья» (1993), «Бегущая строка памяти» (2000), «Ахматовские зеркала» (2004), «Заполняя паузу» (2007).

Лауреат Государственной премии СССР (1977 г.);
Народная артистка РСФСР (1984 г.);
Лауреат премии Президента России (2001 г.).
Премия за лучшую женскую роль «Ника-2005».
Премия «Золотой Овен» за лучшую женскую роль в 2005 году.
Премия «Золотой Орел» за лучшую женскую роль в 2006 году.

 

 

Творческий путь вручение премии актеры российского кино надежда года русские премии премии года лауреаты

Театральные работы:

«А. С. Пушкин. „Каменный гость“ и другие стихи» Постановка Анатолия Васильева. Алла Демидова вошла в спектакль в 1998 году. Донна Анна, Лаура

«Федра» (М. Цветаева) Постановка Романа Виктюка. Премьера состоялась в мае 1988 года. Федра

«Электра» (Софокл) Постановка Юрия Любимова. Премьера состоялась в Афинах в театре «Мегаро» 22 мая 1992 года. Премьера в Москве — 13 сентября 1992 года. Электра

«Пир во время чумы» (А. С. Пушкин) Постановка Юрия Любимова. Премьера состоялась в мае 1989 года. Донна Анна, Луиза, Маргарита

«Борис Годунов» (А. С. Пушкин) Постановка Юрия Любимова. В 1982 году спектакль был запрещен по распоряжению Министерства культуры СССР. Возобновлен Ю. П. Любимовым весной 1988 года. Премьера — 12 июня 1988 года. Марина Мнишек

«Прекрасное воскресенье для пикника» Постановка Анатолия Эфроса. Премьера состоялась в 1986 году. Элина

«Три сестры» (А. П. Чехов) Постановка Юрия Любимова. Премьера состоялась 16 мая 1981 года. Маша

«Владимир Высоцкий» (Поэтическое представление) Постановка Юрия Любимова. Спектакль был поставлен в 1981 году и сыгран один раз с разрешения Юрия Андропова в годовщину смерти В. С. Высоцкого 25 июля 1981 года. В репертуаре театра — с 25 января 1988 года.

«Преступление и наказание» (по роману Ф. М. Достоевского) Постановка Юрия Любимова. Премьера состоялась 12 февраля 1979 года. Пульхерия Александровна, мать Раскольникова

«Вишневый сад» (А. П. Чехов) Постановка Анатолия Эфроса. Премьера состоялась 30 июня 1975 года. Раневская

«Деревянные кони» (Федор Абрамов) Постановка Юрия Любимова. Премьера состоялась 16 апреля 1974 года. Василиса Милентьевна

«Бенефис» (Артисты — А. Н. Островскому) (А. Н. Островский) Постановка Юрия Любимова. Премьера состоялась 7 июля 1973 года. Кабаниха

«Гамлет» (У. Шекспир, перевод Б. Пастернака) Постановка Юрия Любимова. Премьера состоялась 29 ноября 1971 года, последний спектакль сыгран 17 июля 1980 года. Гертруда

«Час пик» (Ежи Ставинский) Постановка Юрия Любимова. Премьера состоялась 4 декабря 1969 года. Пани Боженцкая

«О том, как господин Мокинпотт от своих злосчастий избавился» (П. Вайс) Режиссер Михаил Левитин. Премьера состоялась в 1969 году. Жена

«Тартюф» (Ж.-Б.Мольер, перевод М.Донского) Постановка Юрия Любимова. Премьера состоялась 14 ноября 1968 года. Эльмира

«Дознание» (П. Вайс) Режиссер Петр Фоменко. Премьера состоялась в 1966 году.

«Павшие и живые» (Поэтическое представление) Постановка Юрия Любимова. Премьера состоялась 4 ноября 1965 года.

«10 дней, которые потрясли мир» (Народное представление в двух частях, с пантомимой, цирком, буффонадой и стрельбой по мотивам книги Джона Рида) Постановка Юрия Любимова. Премьера состоялась 2 апреля 1965 года.

«Антимиры» (Андрей Вознесенский) Постановка Юрия Любимова. Премьера состоялась 2 февраля 1965 года.

«Скандальное происшествие мистера Кеттла и миссис Мун» (Дж.-Б. Пристли) Режиссер Серафима Бирман. Алла Демидова введена на роль осенью 1964 года. Миссис Мун

«Герой нашего времени» (М. Ю. Лермонтов) Постановка Юрия Любимова. Премьера состоялась 14 октября 1964 года. Вера

Фильмография:

«Русские деньги» Меропия Давыдовна Мурзавецкая
«Смерть Таирова» Алиса Коонен
«Настройщик» (Украина) Анна Сергеевна
«Письма к Эльзе» Эльза, «Тёмные аллеи» И. Бунин
«Воспоминания о Шерлоке Холмсе» Лора Лайонс
«Незримый путешественник» Императрица Елизавета Алексеевна
«Маленькая принцесса» Мисс Минчин
«Бесы» Марья Тимофеевна Лебядкина
«Осень, Чертаново…»
«Крейцерова соната» пассажирка
«Воскресные прогулки» (киноальманах) Елена
«Испытатель»
«Дети солнца» Елена Николаевна Протасова: главная роль
«Время отдыха с субботы до понедельника» Анна
«Пиковая дама» ведущая
«Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона. Собака Баскервилей» Лора Лайонс / девица, похищенная Хьюго Баскервилем
«Звездопад» Мать Лиды
«Стакан воды» Герцогиня Мальборо
«Отец Сергий» Пашенька
«Любовь Яровая» (телеспектакль) Павла Панова
«Аленький цветочек» Колдунья
«Повесть о неизвестном актере» Светильникова Ольга Сергеевна
«Легенда о Тиле» Катлина
«Всегда со мною… " Елена Игнатьевна
«Искусствовед отдела Эрмитажа в блокадном Ленинграде»
«Бегство мистера Мак-Кинли» Потаскушка
«Зеркало» Елизавета Павловна
«Выбор цели» Джейн
«Визит вежливости» Нина Сергеевна
«Ты и я» Катя
«Иду к тебе» Леся Украинка
«Вся королевская рать» Анна Стентон
«Чайка» Ирина Николаевна Аркадина, по мужу Треплева, актриса
«Чайковский» Юлия фон-Мекк
«Щит и меч» Ангелика Бюхер
«Шестое июля» Мария Спиридонова
«Четвертый папа» Елена Ивановна
«Степень риска» Женя Кириллова
«Служили два товарища» комиссар
«Живой труп» Лиза Протасова
«Стюардесса» (короткометражный) Ольга Ивановна
«Дневные звезды» Ольга Берггольц
«Что такое теория относительности» ученый-физик
«Комэск» (короткометражный) диспетчер аэропорта
«Девять дней одного года» Студентка
«Ленинградская симфония» кондуктор

Озвучивание:

«Гойя, или Тяжкий путь познания» («Goya — oder Der arge Weg der Erkenntnis»)