главная контакты поиск карта сайта

Лауреаты премии КУМИР

Юрский
Сергей Юрьевич

«Лауреат премии «КУМИР» 2009 года в номинации «За высокое служение искусству»

Трудно выделить среди сонма современных деятелей отечественной культуры фигуру, которая бы так полно, так очевидно, как Юрский, соответствовала расхожему представлению народных масс о Мастере. Он — само олицетворение этого довольно глобального понятия. И легко догадаться почему.
Потому, что сам широк в выявлении своих художественных пристрастий: он актер, драматург, режиссер театра и кино, писатель, чтец. И во всех сферах деятельности незауряден. И все его работы — штучные. Как сегодня принято говорить: эксклюзивные. В театральной режиссуре: «Правда хорошо, а счастье лучше». В прозе — повесть «Чернов». В кинорежиссуре — фильм «Чернов. Chernov». Конечно же — прочитанные на телевидении «Евгений Онегин», «Граф Нулин», концертные программы с чтением Пушкина, Зощенко, Жванецкого.

Ко всему этому он из тех мастеров культуры, кто всегда был граждански отважен. Он никогда не был просто актером-исполнителем; он всегда был и остается артистом-мыслителем. Оттого ему и было тесно в рамках сугубо лицедейского творчества. Задумчивость и рефлексия — его давние подруги. И потому пишет книги, касающиеся ремесла и жизни: «Кто держит паузу», «В безвременье», «Жест», «Содержимое ящика» и др.

Но широкая публика его отличала и отличает в первую очередь как актера. У него сразу несколько визитных карточек. В ряду телевизионных работ Кюхельбекер («Кюхля» на ТВ), театральных — Чацкий («Горе от ума» на сцене БДТ) в кинематографических — Остап Бендер («Золотой теленок» Михаила Швейцера).

Не в том дело, что это высшие достижения в означенных сферах художественной деятельности. Оно в том, что перед нами юрский период, охватывающая путь романтика, что постиг мир в его разнообразии.

Кюхля — истовый лирик, обнаженная и уязвимая душа. Словно не окислившийся таинственным образом химический элемент Fe 55,847, в просторечии именуемый железом.

Чацкий — романтическая душа, соприкоснувшаяся с внешним миром и защитившаяся от её исторической подлости-пошлости пленкой желчной иронии.

Бендер — тот случай, который имел в виду горинский Мюнхгаузен: «Если брак окажется удачным, будешь счастливым. А не удачным — станешь философом».
Бендер Юрского — не просто авантюрист. И не только — свободный художник. Он — свободный интеллектуал. То есть — философ.

Внутри этого драматического треугольника вся жизнь и все творчество совершенно отдельного и уникального артиста, писателя и философа — Сергея Сергеевича Юрского.

Юрий Богомолов



Биография лауреаты премии актеры кино киноактеры

Родился 16 марта 1935 года в Ленинграде.

В 1952–1955 учился на юридическом факультете Ленинградского университета.
Окончил Ленинградский театральный институт им. А. Н. Островского (1959, мастерская Л.Макарьева).

С 1957 — актер БДТ им. М.Горького в Ленинграде,
с 1978 — актер и режиссер театра им. Моссовета в Москве.

Режиссер театральных спектаклей и постановок. Создал уникальный театр одного актера. Чтец 15-ти программ классических и современных авторов. Повесть «Чернов», написанная им в середине 70-х годов, стала литературной основой режиссерского дебюта в кино.
В 1992 организовал в Москве «АРТель АРТистов Сергея Юрского».

Заслуженный артист РСФСР (1968).
Народный артист России (1987).
Призы и награды:

— Лауреат Государственной премии.
— Премия «Кинотавр» в номинации «Главные призы в конкурсе «Фильмы для избранных» за 1991 год.
— Медаль Пушкина (2000, за исполнение роли Импровизатора в фильме «Маленькие трагедии»).

Секретарь СТД РФ (с октября 1991). Член редколлегии ж-лов «Русское богатство» (1991–95), «Континент», редсовета ж-ла «Театральная жизнь», обществ. совета газ. «Культура» (с 1996). Премии фонда «Знамя» (1998), «За верность пушкинскому слову» театрально-телевизионного фестиваля «России первая любовь» (1999), «Петрополь» (2001), ж-ла «Октябрь» (2001).

Творческий путь вручение премии актеры российского кино надежда года русские премии премии года лауреаты

Большой Драматический театр (БДТ) под руководством Георгия Товстоногова (1957 — 1977 годы).

Играл в спектаклях:
«Горе от ума» (Чацкий),
«Три сестры» (Тузенбах),
«Генрих VI» (Генрих VI),
«Мольер» (Мольер),
«Цена» (Виктор Франц),
«Фантазии Фарятьева» (Фарятьев)
и других.

Поставил спектакли:
«Мольер» М. Булгакова,
«Фантазии Фарятьева» А. Соколовой.

Театр имени Моссовета (с 1978 года).

Играл в спектаклях:
«Тема с вариациями» (Игорь Михайлович, Дмитрий Николаевич),
«Правда — хорошо, а счастье лучше» (Грознов),
«Похороны в Калифорнии» (Путник),
«Геда Габлер» (Тесман),
«Последний посетитель» (Посетитель),
«Орнифль, или Сквозной ветерок» (Орнифль).

Поставил спектакли:
«Тема с вариациями» С. Алешина,
«Правда — хорошо, а счастье лучше» А. Островского,
«Похороны в Калифорнии» Р. Ибрагимбекова,
«Орнифль, или сквозной ветерок» Ж. Ануя,
«Не было ни гроша, да вдруг алтын» А. Островского.

Участвует в спектаклях текущего репертуара:
«Предбанник»(Дядя Боря)
«Фома Опискин» (Фома Опискин)

Работа в других театрах:

МХАТ имени Чехова и АРТель АРТистов Сергея Юрского.
«Игроки-XXI» (режиссер, исполнитель роли Глова).

Театр «Школа современной пьесы» и АРТель АРТистов Сергея Юрского.
«Стулья» (режиссер, исполнитель роли Старика),
«Провокация» (режиссер, исполнитель ролей Джорджа Малковича и Маэстро).

МХАТ имени Чехова.
«После репетиции» (Хенрик Фоглер),
«Женитьба» (Жевакин),
«Нули» (Ярослав Квапил).
«Арт-партнер — XXI».
«Железный класс» (Либеро Бокка).

Зарубежные работы:

Поставил спектакли:
«Тема с вариациями» С. Алешина (Театр Хаюдза, Токио, Япония),
«Йун Габриэль Боркман» Г. Ибсена (Театр Дора, Токио, Япония).

Играл в спектаклях:
«Дибук» Ан-ского (роль — Азриэль, Театр Bobigny, Париж, Франция),
«Les amants puerils» Ф. Кроммелинка (роль — Барон Казу, Национальный театр, Бельгия).

Фильмография:

«Полторы комнаты, или Сентиментальное путешествие на родину» Режиссер: Андрей Хржановский
Россия, 2009

«Не думай про белых обезьян» Режиссер: Юрий Мамин
Россия, 2008

«Отцы и дети» Режиссер: Дуня Смирнова
Россия, 2008

«Королев» Режиссер: Юрий Кара
Россия, 2007

«Пистолет с глушителем» Режиссер: Валентин Ховенко
Россия, 1993

«Экстрасенс» Режиссер: Геннадий Глаголев
Украина, 1992

«История одной бильярдной команды» Режиссер: Себастьян Аларкон
СССР, 1988

«Конец вечности» Режиссер: Андрей Ермаш
СССР, 1987

«Любовь и голуби» Режиссер: Владимир Меньшов
СССР, 1984

«Сказки старого волшебника» Режиссер: Наталья Збандут
СССР, 1984

«Али-Баба и сорок разбойников» Режиссер: Олег Рябоконь
СССР, 1983

«Не бойся, я с тобой!» Режиссер: Юлий Гусман
СССР, 1981

«Маленькие трагедии» Режиссер: Михаил Швейцер
СССР, 1979

«Место встречи изменить нельзя» Режиссер: Станислав Говорухин
СССР, 1979

«Сломанная подкова» Режиссер: Семен Аранович
СССР, 1973

«Король-олень» Режиссер: Павел Арсенов
СССР, 1969

«Золотой теленок» Режиссер: Михаил Швейцер
СССР, 1968

«Интервенция» Режиссер: Геннадий Полока
СССР, 1968

«Республика ШКИД» Режиссер: Геннадий Полока
СССР, 1966

«Время, вперед!» Режиссер: Михаил Швейцер, Софья Милькина
СССР, 1965

«Крепостная актриса» Режиссер: Роман Тихомиров
СССР, 1963

«Человек ниоткуда» Режиссер: Эльдар Рязанов
СССР, 1961

«Достигаев и другие» Режиссер: Юрий Музыкант, Наталья Рашевская
СССР, 1959

«Повесть о молодоженах» Режиссер: Сергей Сиделев
СССР, 1959

Автор книг:

«Кто держит паузу», «В безвременье», «Узнавание», «Сюр», «Жест», «Содержимое ящика», «Театр Игоря Вацетиса», «Эжен Ионеско в переводах Сергея Юрского», «Игра в жизнь», «Почем в Париже картошка?», «Попытка думать» и «Всё время жара»